Война и музыка

22.06.2020


Прошло семьдесят пять лет с тех пор, когда наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне. Но в памяти те моменты, которые пережили наши деды и прадеды, интерес к истории этого времени не ослабевает и по сей день. Эти жестокие события затронули почти каждую семью нашей страны и в каждом доме помнят своих героев, защитивших свою страну, своих близких, свой край. Много песен, кинофильмов, музыки посвящено этим событиям, сохранено много историй, фотографий и благодаря этому, спустя столько лет, наш народ помнит и гордится этой победой. В годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство напрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине.  Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело.

Во время Великой Отечественной войны песня - самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет - защита Родины. Коллективами народной песни « Русская душа», « Земляки», «Уралочка» Дворца культуры ЗАТО Звездный к юбилею 75-я победы в ВОВ подготовлены произведения, созданные в годы ВОВ, в послевоенное и настоящее время, посвященные победе советского народа.Некоторые участники коллективов являются тружениками тыла, детьми войны, у каждого есть родственники, воевавшие или так или иначе связанные с теми жестокими событиями, а исполняя такого рода произведения, они наиболее эмоционально и остро смогли передать боль наших предков, ту глубину великого подвига нашего народа.

А как же создавались великие произведения великих лет?Об этом хотелось бы рассказать подробнее,ведь если исполнитель не знает истории создания, переживаний авторов, обстановки в которой они создавали то или иное произведение, он не сможет наиболее глубоко и по- настоящему передать смысл слушателю,искренность может исчезнуть, трактовка и замысел исказятся и в итоге произведение будет испорчено или прозвучит некрасиво.

«Смуглянка», сл. Я. Шведова, муз. А. Новикова, 1940-1942г.
Раскудрявый клен зеленый, лист резной, здесь у клена мы расстанемся с тобой…

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества.В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Композитору сказали, что стране нужны  патриотические песни, а не "фривольные финтифлюшки".
В 1942 году песня была слегка переписана. Яков Шведов изменил текст, а Новиков подправил партитуру. В таком виде композитор показал песню А.В. Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Александрову песня очень понравилась, он включил ее в репертуар Ансамбля, однако песню долго не хотели выпускать. Только в 1944 году, когда песня потихоньку разошлась по фронтовым ансамблям, случилось исполнение песни на концерте, который транслировался по радио.

"Дороги", сл. Л. Ошанин, муз. А. Новиков, 1945г.
Эх, дороги... Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян...

Как вспоминал автор песни "Эх, дороги" А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализированной программы "Весна победная" по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД. Режиссер Сергей Юткевич предложил авторам песни выбрать для себя тему для будущего хита.

"Песенка фронтового шофера", сл. Б. Ласкин, Н. Лабковский, муз. Б. Мокроусов, 1947г.
А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела...

Родилась "Песенка фронтового шофера" не в годы войны, а в послевоенном 1947 году и прозвучала впервые в популярном тогда радиообозрении "Клуб весёлых артистов". Пел её Марк Бернес от имени шофера Минутки - воскресшего героя фильма о Сталинградской битве "Великий перелом", роль которого он сыграл в этой картине. Роль эта была далеко не главной, скорее эпизодической, и в самом фильме этой песни не было.

«Казаки в Берлине» Музыка братьев Покрасс, слова Цезаря Солодаря (1945)

Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту. "Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь, - мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, - продолжает Цезарь Солодарь, - но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:- Давай, конница! Не задерживай!Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: "Рысью!" Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке..."

Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни:

«Поклонимся великим тем годам» (1985 год)
Музыка Александры Пахмутовой
Слова Михаила Львова

 Михаил Давыдович Львов  (имя при рождении -  РафкатДавлетович Маликов  (Габитов);  22 декабря  (4 января)  1917  - 5 января 1988) -советский поэт, участник Великой Отечественной,  написал замечательное стихотворение в память защитников Родины. Во время войны он был солдатом Уральского добровольческого танкового корпуса и в годы сражений написал стихотворение «Поклонимся великим тем годам», а на музыку его положила великая маленькая женщина - Александра Пахмутова.

Война - это горе для человека, а о человеческом горе слагается множество песен и пишется множество классических музыкальных произведений. Именно они помогают в трудную минуту вспомнить о том, что необходимо бороться до конца. Искусство - это и есть то оружие, которое может все, даже остановить танки.

Автор статьи - Ж.А.Гладких

 

 

 

Архив новостей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год