Идейно-тематический замысел произведений в концертной деятельности коллектива

22.06.2020

Народное исполнительство – это особый, синкретический (лат. syncretismus - соединение обществ - понятие в искусствоведении, используемое при описании сочетания или слияния «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство) жанр, наделенный характерно ярко выраженной самобытной манерой  исполнения Народное исполнительство объединяет в себе несколько видов исполнительской деятельности, а именно: вокально-хоровое, инструментальное, драматическое и хореографическое..

Конечно, руководитель народно-певческого коллектива должен быть компетентен не только в сфере музыки, но и хореографии, литературы, театра и даже живописи, так как элементарно при организации любого мероприятия требуется подготовка не только лишь музыкальных произведений разных жанров, а объединение их в единую концепцию. Соответственно, при подготовке мероприятия  следует выделить идейно-тематический замысел произведения: Тема, Идея - основная мысль произведения, мероприятия,  Сверхъзадача – Режиссёрская идея. Каждый номер должен быть связан одной логической линией, а так же сопровождаться, например, хореографическим действием или разнообразным музыкальным оформлением, дополнением в форме видео, фото, сценического оформления, дополнительных атрибутов, декораций, световое оформление, мультимедиа.

Чтобы профессионально сформировать концертную деятельность коллектива и заинтересовать зрителя народной песней, заставить вслушаться в её красоту, познать глубину мыслей, чувств, которые она несет, руководитель в первую очередь должен сам изучить в произведениях скрытые мысли и чувства, разобрать формы, средства, приемы подачи произведения в концерте. Ведь не всегда можно найти специалиста, профессионального режиссера, который сможет помочь при подготовке какого- либо мероприятия.

 

 

Важнейшим моментом в работе над формированием концерта и подбора репертуара в нем является анализ словесного текста музыкальных произведений или тематики инструментальных, хореографических номеров. Текст дает возможность определить кульминацию, сделать логический и композиционный разбор, выявить конфликт, вскрыть контекст в конкретном произведении, а далее сопоставить номера в по правилам композиционного построения: завязка - начало основного конфликта, а значит и действия, борьбы персонажа, порождаемого противоречием интересов и разрушающего исходящую ситуацию, кульминация - предельное обострение конфликта, доведение до логического предела, финал - открытый, закрытый ( не разрешенный),  предмет борьбы - добро, любовь, мир на земле и т д, развязка - разрешение конфликта, конфликт - открытый, закрытый (не разрешенный). Именно основываясь на данную цепочку можно достичь подлинного, настоящего понимания и переживания зрителей, благодаря правильно выверенной концепции зритель по-настоящему погружается в тему, проживая вместе с исполнителями маленькую жизнь и даря свои искренние эмоции и энергию.

Так же для того, чтобы удержать внимание зрителя и донести главную мысль следует придерживаться нескольких правил: не ставить однотипные произведения друг за другом, не совмещать слишком разные в плане кульминации произведения , например, сольное произведение a capello будет казаться блеклым после произведения под музыкальное оформление коллектива, состоящего из оркестра и хора. Так же не следует ставить рядом произведения, исполнители которых относятся к разным возрастным категориям, например, пожилой контингент и затем маленькие дети это слишком резкий переход ( за исключением случая, если основная идея мероприятия объединение разных поколений), следовательно, логическая цепочка может порваться. Лучше будет просматриваться построение номер по принципу от простого к сложному, от малого к большому: детский коллектив, юношеский коллектив, взрослый коллектив, ветеранский коллектив.

Народная песня - это своеобразное повествование, монолог диалог, обрядовое действие или сюжет о каких- либо фактах, явлениях, отношениях людей. Произведения, которые трудно объединить одной идеей можно связать в сценическом решении предполагаемыми обстоятельствами и мезансценами (можно творчески переосмыслить предполагаемые обстоятельства). Мезансцена- это непрерывная цепь логических действий, находящих свое сценическое воплощение в расположении и движении ведущих, актеров, исполнителей на сцене в тот или иной момент сценического действа. Мезансцены могут быть как статичные и динамичные. Участники коллектива могут разыграть действие по конкретному сценарию, определенным жанром и содержанием последующего номера концерта.

Если придерживаться простых правил режиссуры, можно достичь гармонии и наиболее полного и глубокого погружения в действо, соответствия между сценическими формами и музыкально - поэтическим содержанием выбранных для мероприятия произведений. 

 

Автор статья - руководитель клубного формирования  Ж.А.Гладких

 

 

 

Архив новостей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год