Это интересно

Из истории библиотек мира

В Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. Одна из древнейших
                             библиотекВ эпоху раннего Средневековья возникают библиотеки при монастырях и соборах. На рубеже XIII - XIV веков под влиянием формирующейся университетской культуры в отношении к книге и библиотеке происходит перелом. Монастырская книга в своей духовной и интеллектуальной функции играла, прежде всего, роль сокровища. В отличие от этого университетская книга становится инструментом познания.

В Париже, Болонье, Падуе, Оксфорде возникают библиотеки при университетах. В эпоху Просвещения увеличение объема литературы по естествознанию, истории, искусству в библиотеке усиливает ее образовательную функцию. В XVIII веке образовательная функция библиотек реализуется в доступности книг и информации обществу.

 

Библиотека МГУ

 




Первые библиотеки земли Пермской

Августа 17 дня 1786 года Ее Императорское Величество Екатерина II отправила из Царского Села в Пермь на имя губернатора Пермского и Тобольского рескрипт, начинающийся следующими словами: "Господин генерал-поручик Кашкин, комиссия об учреждении училищ, продолжая по воле нашей труды ея к снабжению империи народными училищами, приготовилась уже к открытию оных в двадцати пяти губерниях, в том числе и наместничестве Пермском. Утвержденные Нами устав и штат сих училищ, с книгами, сим заведениям присвоенным, будут от комиссии присланы. Впоследствие чего возлагаем Мы на попечение ваше, чтоб к открытию оных, к назначенному от комиссии времени, то есть к 22 сентября, все нужное было приготовлено". Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин добросовестно исполнил повеление. 22 сентября 1786 года, в день коронации Екатерины II, "под колокольный звон и пушечную пальбу" в Перми состоялось открытие народного училища.

Этот день следует считать днем открытия самого первого книгохранилища в городе, так как, согласно "Уставу народных училищ в Российской империи", при главном народном училище в Перми начала создаваться библиотека. В 1808 году гимназия пользовалась довольно богатой библиотекой и разными учебными пособиями, которые были переданы ей главным народным училищем. Унаследованная гимназией библиотека состояла из 187 названий в количестве 678 книг.

  Исторические наукиК сожалению, сведений о первой библиотеке сохранилось крайне мало. Известно, что потребность училища в книгах, учебных пособиях и учебниках была чрезвычайно велика. Поэтому в Пермском приказе общественного призрения от 18 мая 1789 года значится:
"1. За покупкою написанных в реестре книг отправлять нынешнего главного народного училища учителя Петра Назаретского в Москву и велеть оные ему там из учреждений книжной лавки купить с уступкою с каждого рубля 20 процентов, ибо таковая уступка от комиссии об учреждении училищ предположена.
2. Выдать ему 500 рублей на книги… через приказчика Демидова…"
Далее следует запись: "…в 1789 году отправлен был приказом в Москву и Петербург с 500 рублями учитель Назаретский для закупки… книг и учебных пособий для училища и приобретены были при этом воздушный насос и электрическая машина и книг на 120 рублей, учебных книг все-таки отправлено недостаточно…"

Что же за книги привез Г.А. Назаретский в Пермь? Это были, в основном, учебные пособия, изданные специально для народных училищ. Известно, что в первых двух классах училищ давалось элементарное образование, которое заключалось в чтении, письме, чистописании, арифметике, катехтзисе (катехизис - книга, излагающая христианское учение в форме вопросов и ответов). В старших классах изучались закон Божий, русский язык, арифметика, география общая и русская, история, геометрия, архитектура, механика и физика.

Екатерина II верила в силу воспитания и понимала его как "…руководство к Закону Божию, к познанию должностей своих и к наблюдению законов и учреждений государства…" Поэтому в центре всего курса обучения было толкование книг "О должностях человека и гражданина", "Правила для учащихся". Оба тома значатся в списках пособий, привезенных Назаретским.

Среди учебников было и "Руководство учителям первого и второго классов" известного силезско-австрийского педагога И.И. Фельвигера в обработке Ф.И. Янковича. Оно содержало в себе различные методики.

Из других учебных пособий заслуживает внимания "Начертание естественной истории" В.Ф.Зуева. Естествознание в те годы впервые становилось учебным предметом, и учебник Зуева на несколько десятилетий определил характер его преподавания. К большому сожалению, книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого в Перми книгохранилища: П.А. Назаретском и Н.С. Попове.

Петр Алексеевич Назаретский приехал в Пермь из Петербурга, где получил образование в учительской семинарии Ф.И. Янковича. В главном народном училище в Перми, как уже отмечалось, преподавал в старших классах арифметику, геометрию, механику, архитектуру, физику, рисование и языки: российский и латинский.

Никита Саввич Попов (1763 - 1834) также окончил учительскую семинарию Янковича в Петербурге. В главном народном училище он преподавал естественную историю, географию, всеобщую историю. В 1800 - 1828 годах был директором Пермской гимназии. Его перу принадлежат труды "Хозяйственное описание Пермской губернии", "Историко-географическое описание Пермской губернии" и другие.

Дело собирания первой библиотеки было продолжено последующими поколениями педагогов, ученых, общественных деятелей, краеведов Прикамья. Нынче наш край по праву можно назвать крупнейшим хранителем произведений письменности, центром просвящения Урала.