Зосима – Пчельник

10.04.2020

                                 30 апреля. Зосима – Пчельник.

                            Публикацию подготовила Пичкалёва О.Н.

Зосима и Савватий – чудотворцы Соловецкие чествуются восточными славянами как покровители пчеловодства.

Пре­по­доб­ный Зо­си­ма, игу­мен Со­ло­вец­кий, ве­ли­кий све­титель рус­ско­го Се­ве­ра, ос­но­ва­тель ино­че­ско­го об­ще­жи­тия на Со­ло­вец­ком ост­ро­ве, ро­дил­ся в Нов­го­род­ской епар­хии, в се­ле Тол­вуе близ Онеж­ско­го озе­ра. С юных лет он вос­пи­ты­вал­ся в бла­го­че­стии и по­сле смер­ти ро­ди­те­лей Гав­ри­и­ла и Вар­ва­ры раз­дал иму­ще­ство и при­нял по­стриг.

В по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся на по­бе­ре­жье Бе­ло­го мо­ря и в устье Су­мы встре­тил­ся с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном (па­мять 30 июля), ко­то­рый по­ве­дал ему о пу­стын­ном мор­ском ост­ро­ве, где он с пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем (па­мять 27 сен­тяб­ря) про­жил 6 лет.

Око­ло 1436 го­да от­шель­ни­ки, бла­го­по­луч­но со­вер­шив мор­ское пла­ва­ние, при­ста­ли к Со­ло­вец­ким ост­ро­вам. Бог бла­го­сло­вил ме­сто их по­се­ле­ния ви­де­ни­ем пре­по­доб­но­му Зо­си­ме пре­крас­ной церк­ви на воз­ду­хе. Пре­по­доб­ные сво­и­ми ру­ка­ми по­стро­и­ли ке­ллию и огра­ду, на­ча­ли воз­де­лы­вать и за­се­вать зем­лю. Од­на­жды позд­ней осе­нью пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся на ма­те­рик за необ­хо­ди­мы­ми при­па­са­ми. Из-за осен­ней непо­го­ды он не смог вер­нуть­ся. Пре­по­доб­ный Зо­си­ма про­вел всю зи­му один на ост­ро­ве. Мно­го ис­ку­ше­ний он пре­тер­пел в борь­бе с бе­са­ми. Ему угро­жа­ла го­лод­ная смерть, од­на­ко чу­дес­но по­явив­ши­е­ся два незна­ком­ца оста­ви­ли ему за­пас хле­ба, му­ки и мас­ла. Вес­ной воз­вра­тил­ся на Со­лов­ки пре­по­доб­ный Гер­ман с ры­ба­ком Мар­ком и при­вез за­пас пи­щи и сна­сти для рыб­ной лов­ли.

Ко­гда на ост­ро­ве со­бра­лось несколь­ко от­шель­ни­ков, пре­по­доб­ный Зо­си­ма устро­ил для них неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня с тра­пез­ной. По прось­бе пре­по­доб­но­го Зо­си­мы из Нов­го­ро­да был при­слан в но­во­со­здан­ную оби­тель игу­мен с ан­ти­мин­сом для со­бор­но­го хра­ма. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло зна­ме­ни­той Со­ло­вец­кой оби­те­ли. В су­ро­вых усло­ви­ях от­да­лен­но­го ост­ро­ва ино­ки су­ме­ли ор­га­ни­зо­вать хо­зяй­ство. Но на­сто­я­те­ли, ко­то­рых при­сы­ла­ли на Со­лов­ки из Нов­го­ро­да, не вы­дер­жи­ва­ли жиз­ни в непри­выч­но труд­ных усло­ви­ях, и бра­тия из­бра­ли игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Зо­си­му.

 

Некоторые апокрифические легенды, рукописные молитвы, имевшие широкое хождение среди русского населения, связывают появление пчёл и пчеловодства на Руси с этими святыми. В них рассказывается о том, что Зосима и Савватий, вместе с архангелом Гавриилом, были посланы Господом в Египет, или «в Папаримския земли», или какие-то иные «дальние страны» с поручением принести оттуда пчелиную матку – «Божью работницу». Архангел Гавриил сотворил чудо, после чего «вся сила пчелиная» пошла за русскими святыми. Когда пропажа обнаружилась, за Зосимой и Савватием была организована погоня, «неверные догнаша и обыскаша» чудотворцев, но ничего у них не нашли, ибо архангел Гавриил, предчувствуя погоню, повелел им бросить в правую сторону от дороги жезл (посох, тростниковую палочку), куда они спрятали пчелиную матку. Освободившись от погони, и подобрав свой жезл, святые благополучно возвратились на Русь. Получив от Господа благословение и разъяснение, что надо сделать с «силой пчелиною», «куда девать и сажать», они пустили пчёл «от востока до запада во всю Российскую землю, в тёмные леса, в угодные древа православным христианам».

Согласно другим легендам, Зосима был прогнан со своей земли неким царём и пришёл на Русь, спрятав пчелиную матку в посох. Но на Руси ещё не умели обращаться с пчёлами, и люди, которым эти неизвестные насекомые доставляли много беспокойства, стали ругать Зосиму. Тогда он опять упрятал пчелиную матку в посох и ушёл на Соловки, где начал успешно заниматься пчеловодством. Святому Зосиме приписывалась книга наставлений о пасеке и пчёлах.

Интересно, что на Русском Севере «зосимоюназывался улей с иконой Зосимы и Савватия, соловецких угодников».

Без Бога ни до порога, а без Зосимы-Савватия – ни до улья.

Рой родится – Зосима-Савватий веселится.

Пчела – Божья угодница.

Пчела жалит только грешников.

В день Зосимы-пчельника с утра молились святому, покровителю пчеловодству, иногда приглашали священника на пасеку отслужить молебен, относили в храм соты для освещения и только после этого доставали ульи с пчёлами из омшаника, где они зимовали.

На Зосиму расставляй улья на пчельнике (на пасеке)

Один из местных вариантов ритуала выноса ульев из омшаника на пасеку подробно описан в № 16 «Тамбовских губернских ведомостей» за 1864 год. В этот день вывозят пчёл на пасеки. За день до этого вырезают посреди пасеки глыбу земли, обносят её кругом пасеки, потом кладут на место, говоря: «Как Зосима и Савватий с Иисусом Христом поставили престол, так я, во имя Их, облюбил это место для вас, мои мушки». Затем, при вынесении ульев, «становят посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Богу и святым чудотворцам Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажжённою свечою и курящимся ладаном, кропят святой водой пасеку и говорят: «Христос Воскресе!Христос Воскресе!Христос Воскресе!» После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбивают кол. Поставивши ульи по местам, садятся под образ, а посидев немного, встают, творят крестное знамение и кладут сто земных поклонов, говоря: «Господи Боже, и вы, чудотворцы Зосим и Савватий, сохраните и помилуйте мою пчёлку в пасеке от всякого хищения… Полети, моя пчела, на все четыре стороны за жёлтыми восками, за сладкими медами, приноси мёд в свои ульи. Как осётр-рыба бежит в море, так бы ко мне, рабу Божию, летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу Божию, моя пчела летала со всех круговерхов, из тёмных лесов, с лугов, с болот, с топей, с чёрных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садилась в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, Господу Богу на славу, а мне рабу Божию, в пожиток, во веки веков, аминь». Затем мажут священным елеем все летки (отверстия в улье, откуда вылетают и куда влетают пчёлы), кропят «водою первой водополи» пчёл, произнося: «Как Океан-море из всех столбовых рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несётся через острова, кусты, зелёные луга и болота заливает; так бы у меня, раба Божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, и несла мёд со всех четырёх сторон… завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди б не ходила, и к себе б чужую не пущала, со всех сторон оборонялась. Небо – ключ, земля – замок».

Важное значение, которое имеет полая вода в обрядовой практике пчеловодов, подтверждается тем, что вода , набранная в бутыли во время половодья, сохраняется до половодья следующего года. Её держат летом на пасеке, зимой – в омшанике. Там же хранят свечу, с которой стоят в церкви у заутрени Светлого Христова Воскресения.

По поведению пчёл, покидающих только что выставленные ульи, гадали о том, сколько мёда может быть собрано за предстоящее лето: летят пчёлы лениво, не дружно – мёду будет мало, вылетают быстро, не по одной – рассчитывают на хорошее количество мёда. Пчела предсказывала м урожай некоторых культур.

На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.

Если пчёлы садятся на вишнёвый цвет, вишни уродятся, если нет – вишен не будет.

Пчела знает, где мёд брать.

В русских фольклорный текстахпчела нередко предстаёт вестницей весны. В разных губерниях известны были заклички (веснянки), вроде следующей:

Ты пчёлочка ярая,

Ты вылетай с-за моря,

Ты вынеси ключики,

Ключики золотые,

Отомкни летечко,

Замкни зимушку.

 

 

Источники:

  1. 1.    А.Ф Некрылова  Русский традиционный календарь. С-Пб 2007

https://azbyka.ru/days/saint/3011/1364/1837/group











Архив мероприятий

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год