Национальный филармонический оркестр России под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова представит романтическую программу из симфонических шедевров Чайковского и Рахманинова.
Сольную партию в концерте исполнит блистательный пианист, международных конкурсов Филипп Копачевский.
Фестивальный вечер откроется великолепным «Итальянским каприччио» Петра Ильича Чайковского.
Концертное произведение для оркестра, полное пленительного очарования, написано под впечатлением от поездки в Рим. Приехав зимой 1879 года в столицу Италии, Чайковский попадает на традиционный римский карнавал. Он поражён весёлыми толпами, заполонившими улицы древнего города; радостными криками, трубными сигналами, шествиями и плясками. У него возникает желание отразить пёстрый и ликующий мир карнавала в музыке. Это ему удалось в блестящей оркестровой пьесе «Итальянское каприччио». С непревзойденным мастерством Чайковский передал в звуках счастливую атмосферу шумного итальянского карнавала. Жизнерадостная музыка «Итальянского каприччио», наполненная ярким национальным колоритом, своей оригинальностью и блеском обвораживает слушателей и поэтому неизменно входит в репертуар многих знаменитых симфонических оркестров.
Фестивальный концерт продолжится сочинениями Сергея Васильевича Рахманинова. 150-летие со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижёра отмечается в этом году во всём музыкальном мире.
«Значение творчества Рахманинова невозможно переоценить. Это один из самых любимых композиторов во всем мире, и лично для меня Рахманинов – одна из путеводных звёзд», – говорит Владимир Спиваков.
В программу концерта маэстро включил произведения позднего периода творчества композитора, созданные им после отъезда из России: Рапсодия на тему Паганини и «Симфонические танцы».
Знаменитая Рапсодия на тему Паганини, созданная в 1934 году на вилле Сенар в Швейцарии, стала одним из самых известных музыкальных полотен ХХ века. Невероятно динамичное произведение представляет собой цикл вариаций на две темы: одна из знаменитого 24-го Каприса для скрипки Никколо Паганини, другая заимствована Рахманиновым из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»), ставшая в мировой музыке символом смерти.
В этом необычайно ярком и вдохновенном произведении сочетаются виртуозность, джазовое начало и мистика. Широкая эмоциональная амплитуда - от ностальгии до безумных страстей - заставляет слушателя испытывать самые разные чувства. Партия фортепиано, подобно партии скрипки в оригинальном образце, требует от исполнителя виртуозной техники. В наши дни к числу тех, кто в наибольшей степени приблизился к авторской интерпретации этого фантастического сочинения, не в ущерб своей индивидуальности, относится и пианист Филипп Копачевский.
Кульминацией вечера станут «Симфонические танцы» – вершина творчества Рахманинова, его последнее сочинение, его последнее размышление в звуках.
Оркестровая сюита «Симфонические танцы» создана в 1940 году; представляет собой цикл из трёх симфонических картин, объединенных одним драматургическим смыслом. В произведении, отражающем вечные для человечества темы духовного искания, собраны все творческие накопления Рахманинова. Словно всё, что волновало композитора в течение жизни, сформировалось в отчетливую, музыкальную картину мира, состоящую из трёх незыблемых частей. В них можно услышать жесткий марш и печальную народную мелодию; легкий вальс, омраченный предчувствием беды; демонические пляски и суровый церковный напев.
Финальная кульминация включает в себя знакомую тему средневекового хорала «Dies irae», знаменующую скорбь. Но она перекрывается мелодией «Всенощного бдения», символизирующей чудо Воскресения и окончательный триумф жизни над смертью. Несмотря на трагические моменты, сочинение оставляет ощущение катарсиса и надежды.
Закончив работу над «Симфоническими танцами», Рахманинов написал на последней странице партитуры – «Я благодарю тебя, Господь!».
Владимир Спиваков считает этот шедевр «духовным завещанием» автора и видит в его исполнении особый смысл: «В этот неспокойный век нужно думать о любви и о Страшном Суде».
Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова отмечает в 2023 году своё 20-летие. С момента основания оркестра его возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков. В 2006 году за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» Владимир Спиваков был признан «Артистом мира ЮНЕСКО», а в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Национальный филармонический оркестр России завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Высочайшая культура исполнения, неординарные программы и безупречный выбор солистов – все эти качества отличают маэстро и созданный им коллектив.
Филипп Копачевский – выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, солист Московской государственной академической филармонии, лауреат престижных международных конкурсов, в их числе Х Международный конкурс пианистов им. Ф. Шуберта (Германия). Обладатель специального приза XVI международного конкурса имени П.И. Чайковского. Филипп Копачевский снискал любовь и признание публики в России, во многих странах Европы, в США и Японии.