В этом году 150-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова совпало с 130-летием со дня смерти Петра Ильича Чайковского. Оба русских гения получили мировое признание ещё при жизни, но воспринимали свой талант не как повод для гордости, а как служение и дар свыше.
Рахманинов (1873—1943) и Чайковский (1840—1893) были знакомы друг с другом. Рахманинов учился в Московской консерватории, когда там преподавал Чайковский, который на госэкзамене по композиции поставил ему «пятёрку», обрамлённую плюсами. Чайковский с вниманием относился к первым сочинительским опытам Рахманинова, искреннее радовался его успехам, и видел в нём своего музыкального наследника. Рахманинов боготворил Чайковского, считал великим национальным гением, постоянно исполнял его произведения. Любовь к музыке Чайковского он пронес через всю свою жизнь.
Оба композитора совмещали в творчестве национальные мотивы и европейский романтизм. Оба не стремились реформировать музыку, но при этом вывели её на новый этап. Их сближает «общность духовного мира», нашедшая отражение и в музыкальных произведениях, и в отношении к творчеству. Но главное, что роднит этих великих композиторов, это бесценные мелодические сокровища, обладающие даром печалить, радовать и волновать всех без исключения.
Концерт №1 фа-диез минор для фортепиано с оркестром был написан Рахманиновым в 1891 году, ещё до окончания Московской консерватории. Это произведение, продолжающее линию лирико-драматических концертов русских и западноевропейских романтиков (Чайковского, Шумана, Грига), стало большой удачей молодого композитора. В 1917 году, уже будучи зрелым композитором, Рахманинов переработал сочинение, и его новая редакция вошла в концертную практику. Однако, некоторые пианисты предпочитают первую редакцию, ценя её юношескую свежесть и непосредственность высказывания. К числу таких немногих пианистов относится Александр Гиндин, который именно в первой редакции исполнит этот фортепианный концерт с НФОР.
В 1882 году замечательный русский композитор Милий Алексеевич Балакирев предложил Чайковскому тему для создания симфонии по романтической драме Байрона «Манфред». Но прошло целых три года, прежде чем Петр Ильич вдохновился байроновским сюжетом и написал потрясающую программную симфонию в 4-х частях. Симфонию «Манфред» он заслуженно посвятил Балакиреву, инициатору и помощнику в создании этого выдающегося шедевра.
Байрон в драматической поэме «Манфред» создал образ нового героя – одинокого, гордого, разочарованного в жизни и презирающего людей. Через всю симфонию Чайковского проходит мужественная и очень трагическая тема Манфреда.
1-я часть симфонии повествует о страданиях Манфреда, блуждающего в Альпийских горах. Он греховен и страдает от душевной боли. В его мыслях проносится печальный образ любимой женщины – Астарты. Манфред считает себя виновным в её гибели и нет конца его беспредельному отчаянию. Музыка, окрашенная в мрачные тона, с огромной силой передаёт трагическое смятение чувств в душе героя, мучимого сомнениями, раскаянием и сожалением об утраченном счастье.
2-я часть, лирическая – альпийская фея является Манфреду в радуге брызг водопада; это легкое воздушное скерцо, полное изобразительных эффектов.
3-я часть – живописная картина простой и естественной жизни альпийских охотников; мелодии напоминают непритязательные пастушьи наигрыши.
4-я часть – финал. В подземных чертогах Аримана происходит адская оргия. Ариман – древнеперсидское божество зла, смерти и тьмы. Нарушая вакханалию тёмных сил, Манфред страстно взывает к злым духам и Ариману, умоляя воскресить возлюбленную. Появляется призрак Астарты. Манфред чувствует и понимает, что прощён и умирает удовлетворённым.
Драматический талант Чайковского необычайно ярко и гениально проявился в этой симфонии. Трагедия Манфреда отображена с такой мощью, что едва ли можно найти что-либо подобное во всей мировой музыке.
Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова отмечает в 2023 году своё 20-летие. С момента основания оркестра его возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков. В 2006 году за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» Владимир Спиваков был признан «Артистом мира ЮНЕСКО», а в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Национальный филармонический оркестр России завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Высочайшая культура исполнения, неординарные программы и безупречный выбор солистов – все эти качества отличают маэстро и созданный им коллектив.
Дирижёр Арсентий Ткаченко – выпускник Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова. Лауреат III Всероссийского конкурса молодых дирижеров им. Ильи Мусина. Сотрудничал с известными оркестрами и солистами. С 2019 года – дирижёр НФОР.
Александр Гиндин – выдающийся российский пианист, заслуженный артист России. В 13 лет стал самым юным победителем Московского городского конкурса пианистов, а в 17 лет – самым юным лауреатом Х Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Выпускник Московской консерватории, ученик профессора Михаила Воскресенского. Был удостоен II премии конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (1999) и победил на конкурсе пианистов в Кливленде (2007). Музыкант ведёт интенсивную концертную деятельность: гастролирует сольно и в сотрудничестве с самыми знаменитыми коллективами, дирижёрами и инструменталистами.