Советы для учителей и родителей
Направить активность в нужное русло
30.03.2017Как помочь ребенку с СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это заболевание, характеризующееся систематической невнимательностью и/или гиперактивностью/ импульсивностью.
Направить активность в нужное русло. Синдром СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это заболевание, характеризующееся систематической невнимательностью и/или гиперактивностью/ импульсивностью. Слово «гиперактивность» происходит от греческого hyper – много и латинского activus – деятельный. То есть дословно «гиперактивность» обозначает повышенную деятельность.
Основные критерии СДВГ:
- Гиперактивность. Эти дети чрезвычайно подвижны: они все время крутятся, бегают, пытаются куда-то забраться, не могут длительное время заниматься одним делом, постоянно ерзают, вскакивают с места, могут ходить по классу во время урока. Но проявляют двигательную и речевую расторможенность там, где это неуместно.
- Импульсивность. Самоконтроль у детей с СДВГ крайне слабый: им сложно соблюдать очередность и выполнять правила в играх, они отвечают, не дослушав вопроса, выкрикивают с места, перебивая других, хватают чужие вещи и вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом людей. Подчас они не могут предусмотреть последствия своих поступков, так как у них отсутствует чувство страха.
- Нарушения внимания. Такие дети не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на уроках на любые раздражители и часто делают слишком много ошибок в школьных заданиях. Ребенок с СДВГ не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, переключается с одного дела на другое, не способен более нескольких минут сосредоточиться на трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности.
Отличить просто активного ребенка от гиперактивного поможет сравнительная таблица:
Активный ребѐнок
|
Гиперактивный ребенок
|
Предпочитает подвижные игры, но, если
|
Находится в постоянном движении,
|
его заинтересовать, может и порисовать,
|
даже если устал, а выбившись из сил,
|
и книжку почитать, и пазл собрать.
|
плачет или впадает в истерику.
|
Проявляет активность не всегда:
|
Ведет себя одинаково бурно везде:
|
непоседливый дома, но спокойный в
|
дома, в садике или школе, на
|
детском саду, в кабинете врача, в гостях
|
прогулке и гостях.
|
у малознакомых людей.
|
|
Для него нарушение сна скорее
|
Его невозможно уложить спать, а
|
исключение.
|
сон его беспокоен и прерывист.
|
Говорит много и быстро, но способен
|
Быстро и много говорит , перебивая
|
выслушать ответ на свой вопрос.
|
других, задает тысячу вопросов, но
|
|
редко выслушивает ответы на них.
|
Редко создает конфликтные ситуации,
|
Нередко является зачинщиком драк
|
проявляет агрессию случайно или в
|
и ссор.
|
пылу азарта.
|
|
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде признаков. Можно предположить, что ребенок является гиперактивным, ответив положительно на приведенные ниже ситуации.
Невнимательность.
- Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности допускает ошибки в школьных заданиях и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
- Часто оказывается не в состоянии довести начатое дело до конца (что не связано с протестным поведением или неспособностью понять задание).
- Испытывает проблемы в самостоятельном выполнении заданий.
- Обычно избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения (школьных заданий, домашней работы).
- Часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, книги и т.п.).
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Из перечисленных признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребенка не менее 6 месяцев.
Гиперактивность.
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле крутится и ерзает.
- Встает в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится. Пытается куда-то залезть.
- Зачастую не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то.
- Часто находится в постоянном движении, «как-будто к нему прилепили мотор».
- Чрезмерно разговорчив.
Из перечисленных признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребенка не менее 6 месяцев.
Импульсивность.
- Отвечает прежде, чем дослушает вопрос.
- С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Мешает окружающим, вмешивается в чужие беседы или игры. Симптомы гиперактивности/импульсивности или невнимательности
начинают появляться у ребенка до 7 лет.
Симптомы должны присутствовать в двух или более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
Имеются убедительные сведения о значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
На что обратить внимание
Гиперактивность ребенка можно заподозрить уже в раннем детстве. Такие малыши чувствительны к раздражителям (свету, шуму, жаре и т.п.), плохо спят, они неуклюжи
(постоянно натыкаются на мебель и разные предметы), не могут длительно сосредоточиться на игре.
Взрослые часто не придают этим симптомам должного внимания, поскольку требования социума к дошкольнику не являются жесткими. А вот к моменту поступления в школу гиперактивность и проблемы с вниманием становятся очевидными. Ведь там надо уметь сидеть тихо, слушать учителя, длительно заниматься одним делом, соблюдать школьные правила.
Центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с увеличенными психическими и физическими нагрузками. Ребенок отвлекается и не может ответить на самые простые вопросы учителя, он не успевает за темпом работы класса. На переменах он бесцельно бегает, толкает других детей, провоцирует конфликты. При этом не реагирует на замечания учителей.
Постепенно гиперактивный ребенок начинает ощущать негативное отношение к себе педагога и одноклассников: его часто ругают, объявляют зачинщиком всех происшествий (даже если он не виноват), не принимают в игры. Из-за этого неуравновешенность и импульсивность усиливаются, вспышки гнева случаются все чаще и порой даже на «пустом месте». В итоге многие гиперактивные дети превращаются в «агрессоров» либо замыкаются в себе.
Гиперактивность ребенка вполне может удерживаться под разумным контролем с помощью вполне доступных мер:
- Гиперактивному ребенку необходим строгий режим дня. Спланируйте часы утреннего подъема и вечернего укладывания в кровать, время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и т.д. и придерживайтесь этого распорядка.
- Не давайте ребенку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он просто не сможет выслушать вас до конца. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет, чего от него ждут.
- Проговаривайте просьбы и указания. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же несколько раз.
- Отмечайте даже самые маленькие успехи, хвалите за них. Этим детям важна любая позитивная реакция, она помогает укрепить уверенность в собственных силах.
- Говорите сдержанно и спокойно, окрики возбуждают ребенка.
- Детям с СДВГ сложно удерживать в голове большой объем информации. Разбивайте длинные задания на более короткие, и каждая часть покажется ребенку вполне выполнимой. Это позволит ему не чувствовать перегрузки.
- Используйте внятную обратную связь. Дети с СДВГ импульсивны и часто не предвидят последствий своих поступков. Постарайтесь доносить до них информацию конструктивным путем. Например, можете сказать: «Как ты думаешь, ты мог бы попросить это другими словами?» или «Почему мальчик разозлился на тебя?». Ваши формулировки должны развивать в ребенке самопознание.
- По возможности избегайте переутомления ребенка, связанного с чрезмерным количеством впечатлений или раздражителей (крупные торговые центры, людные места, длительный просмотр телевизора и т.п.). Если отправляетесь в музей, на выставку, на спортивное мероприятие, заранее подробно расскажите ребенку, что его там ждет, а при первых
признаках переутомления уходите. Лучше вернуться туда в следующий раз, чем выводить малыша из истерики под осуждающие взгляды толпы. При посещении гипермаркета вручите ребенку список покупок и поручите отмечать то, что уже положили в тележку, -это отвлечет его от метаний по торговому залу.
- Приобщайте ребенка к занятиям, которые требуют усидчивости и ограничивают подвижность: лепке, рисованию, разгадыванию ребусов, конструированию и т.д.
- Предоставляйте больше самостоятельности. Прежде, чем запретить какое-то занятие, подумайте: а что плохого в том, если ребенок поступит по своему усмотрению? Иногда взрослые запрещают что-то по инерции, не задумываясь.
- С гиперактивными детьми хорошо работает «жетонная» система. За выполнение заданий ребенок получает награду в виде жетонов, которые потом обменивает на что-то приятное для себя. Увеличивающееся количество жетонов позволяет ему постоянно видеть положительные результаты своих действий.
- Чаще играйте с ребенком: через игру он усвоит гораздо больше, чем вы думаете. Любая игра требует соблюдения правил, умения дождаться своей очереди, внимания. А все это имеет прямое отношение к саморегуляции.
- Научитесь справляться со своими эмоциями. Родительский гнев не улучшает внимание ребенка и не снизит его импульсивность.
Ваши терпение и настойчивость в сочетании с медицинской и психологической поддержкой помогут ребенку жить полноценной, насыщенной жизнью.
Из статьи Н.Богачковой «Направить активность в нужное русло Синдром СДВГ». Ж. «Предупреждение плюс», №3(168), 2017.
Назад