ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОТОКОЛЫ

Методическая разработка_Фазлыева Ю.Н.

13.03.2019

Методическая разработка «Выразительные средства в театрализованных представлениях»

 

Разработала: Юлия Николаевна Фазлыева, режиссер массовых театрализованных представлений МБУК «ДК ЗАТО Звёздный»

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – это художественные действия различных видов искусств, которые используются режиссером в постановке массового театрализованного представления и организации праздничного игрового общения. Выразительные средства условно можно поделить на традиционные (живое слово, музыка, свет, хореография, пантомима, театр, киноискусство, динамическая и статическая проекция, скульптура, спорт, цирк, эстрада), нетрадиционные выразительные средства (транспорт, животные, вода, огонь, дым, естественное освещение местности) и иносказательные (аллегория, метафора, олицетворение, символ) .

СИНТЕЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ – органическое взаимодействие и взаимовлияние различных видов жизненного и художественного действий, преобразующих их в особый вид жизненного и художественного творчества – массовое театрализованное действо

Одним из специфических средств художественной выразительности может стать – транспорт. Трудно представить себе любое шествие без применения техники (автомобили легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы, велосипеды, сельхозтехника, воздушный и водный транспорт, военная техника и тд.) Цирковые акробатические номера, смонтированные под вертолетом или на стреле подъемного крана. Транспорт одновременно может быть и сценический площадкой и удобной самодвижущейся декорацией.

Включение в массовое представление животных добавляет зрелищности и обладает большой силой эмоционального воздействия.

Силы природы: огонь, вода, ветер, солнце, луна – так же могут быть использованы как специфические средства театрализации. «Огонь – одно из самых сильных средств художественной выразительности в массовом представлении под открытым небом. «Вода становится главным выразительным средством и на ежегодном «Празднике фонтанов» в Петергофе. искусство светового оформления праздничного города, как искусство освещения, декоративного подсвета, иллюминации, пиротехнического зрелища активно совершенствует свои изобразительно-выразительные средства.

Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык и атмосферу театрализации, выступают символ, метафора, аллегория, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

Аллегория выступает одним из основных, выразительных средств иносказаний.

Аллегория – это, прежде всего особый характер переживаний, вызванных художественным образом. Художественная образность предполагает понятия, через, которые вводится в подтекст, второй план, придающий изображению переносный смысл, превращающий его в форму иносказания. Аллегория используется в спектакле, не только как образ, но и в реквизите, костюмах, художественном оформлении. Яркий пример тому постановка Любимова «А зори здесь тихие…» где закамуфлированный кузов фронтового грузовика проходит путь от бани до гроба, из досок кузова вырастают деревья, появляются болота и поднимаются валуны. Символ в переводе с греческого «условный знак» и если аллегорию мы вольны интерпретировать по замыслу режиссера, создавая необходимый ему образ, символ сложнее изменить.

В распоряжении режиссера массовых театрализованных представлений богатейший арсенал выразительных средств. Нельзя назвать такой род или вид искусства, который был бы противопоказан театрализованным представлениям. Сама их природа, синтетический характер форм обуславливают необходимость бесконечных поисков все новых и новых выразительных средств.4

Выразительные средства – художественные действия различных видов искусств, которые используются режиссером в постановке массового театрализованного представления и организации праздничного игрового общения. Их условно можно разделить на традиционные (живое слово, музыка, изобразительное искусство, свет, хореография, пантомима, театр, киноискусство, динамическая и статическая проекция, скульптура, цирк, спорт, эстрада), нетрадиционные (транспорт, животные, вода, огонь, дым, естественное освещение местности) и иносказательные (аллегория, метафора, олицетворение, символ).1Режиссер должен хорошо знать арсенал всех выразительных средств, а также учитывать творческие и технические возможности задействованных коллективов, учреждения, чтобы максимально использовать их при создании массового театрализованного представления.

Главным средством для осуществления воспитательной задачи мероприятия всегда остается слово. Именно оно создает атмосферу общения между сценой и залом. Кроме того, поскольку драматургия праздника документальна, слово выступающего несет конкретный материал. Устное выступление героя может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удается выразить иными средствами искусства. Однако на вечере существует опасность злоупотребления словом. В этом случае выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использовании устных выступлений нужны строгие пропорции. Любое такое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета. Очень важно, чтобы слушатели были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к речи выступающего. Важное методическое требование к устному выступлению в массовом представлении – его конкретность и яркость. Большой интерес возникает, если выступающий говорит не о событиях вообще, а о лично пережитом, преломленном через свое личное восприятие. Только в таком случае можно добиваться того, чтобы устное выступление развивало сюжет массового действа. Кроме устного выступления участника событий, в драматургии массового представления используется слово ведущего, которое несет основную мысль сценария, соединяет при необходимости эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию.

Поэтическое произведение, насыщенное тропами, часто подсказывает сценарный ход. Стихотворная метафора создает дополнительный смысловой ряд, ритмически и звуково организованное (а значит, резко выделяющееся среди прозаического текста), поэтическое слово, выполняет в сценарии функцию композиционного обрамления. Мы находим его в прологе и в финале, зачастую оно начинает эпизод и венчает его. Поэтическое слово, смонтированное с документом, возвышает, поэтизирует последний, делает его эстетически и смыслово значимым.

Большая часть в массовом представлении отводится музыке и песне. Они являются одним из главных компонентов праздника, представления. Зачастую музыкой можно выразить то, что нельзя передать словом, музыка – мощный психологический компонент праздника. Звуками музыки, песней можно создать атмосферу бесконечного одиночества героя, атмосферу зноя жаркого дня, в котором человеку душно, тесно и неуютно, атмосферу праздничного дня, его суеты и торжественности.

Средствами музыки возможно создать:

* сценическую атмосферу театрализованного представления;

* своеобразие эпохи;

* характеристику героев;

* представление о действии, происходящем за сценой;

* характеристики места и времени действия;

* образы сказочных персонажей.

Основные приемы использования музыки:

* музыка как эпиграф (обобщение идеи драматического произведения и/или введение в начало действия);

* музыкальные интермедии (связь эпизодов, действий или картин; связь эмоциональных сфер, отдельных элементов постановки);

* использование лейтмотивов (действующих лиц или темы спектакля);

* акцентирование отдельных моментов действия;

* музыка как неотъемлемая часть постановки (опера, опера-балет, музыкальная комедия, водевиль и музыкальный концерт);

* музыкальный финал спектакля (обобщение идей спектакля).

Звуки, шумы – также элементы воплощения художественного образа театрализованного представления. Создание звуками, шумами и музыкой атмосферой спектакля. А. П. Чехов в финале «Вишневого сада» написал: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Данные звуки являются ключом к разгадке смыслового «подтекста» события. Они помогают создать атмосферу будущей безысходности главных действующих лиц.

Режиссер может не быть музыкантом-профессионалом, но быть музыкально грамотным обязан. Для того чтобы музыкальная часть ярко, точно донесла идею, образы до зрителя, в создании представления оказывает огромную помощь звукорежиссер, который является музыкальным руководителем праздника и с которым режиссер должен работать в тесной взаимосвязи. Современный режиссер, владеющий всем арсеналом сценических средств, транслируя зрителям главную идею, мысль, философию своего представления обращается к языку хореографии. Хореография концентрирует содержательную форму, определяет подтекст произведения, делает яркой мизансцену, появляется большая сила воздействия на зрителя. В театрализованном представлении хореография теряет свою самостоятельность, но не самобытность. Хореография, подчиненная замыслу театрализованного представления, приобретает прикладной характер, практическое значение. Герои общаются друг с другом и со зрителями выразительными движениями танца. Появляется художественное восприятие знакового языка танца. Результаты активного, творческого, художественного восприятия оставляют глубокий, действенный след в памяти человека. Движения танца могут быть настолько выразительны, что исполнители способны взволновать или рассмешить своих зрителей, воссоздав перед ними человеческие характеры и истории без единого произнесенного слова.

Режиссер, создавая на сцене художественно-пластическую конструкцию, мыслит пластическими образами, переводит психологию слова и содержание в яркое театрализованное действо, ищет оригинальные выразительные приемы для увлечения и заразительности театральным зрелищем. Язык хореографии в яркой форме выявляет содержание представления и является одним из выразительных приемов режиссера.

Главное для режиссера – это выразительность и заразительность его произведения. Режиссер стремится эмоционально всколыхнуть, изумить, поразить открытием содержания своего зрителя, тем самым заставить чувствовать, думать, воображать, ассоциировать, делать обобщения.

В театрализованном представлении режиссеры используют сценические виды хореографии: эстрадный, народно-сценический, характерный, бальный, джаз и модерн танец, балет.

Неотъемлемой частью массового праздника, представления стали видео - фото-проекция, художественное и документальное кино, позволяющие подтвердить мысль, заложенную в номере, мизансцене, усилить в нужном направлении звучание того или иного эпизода, укрупнить его до массового действа. С их помощью легко меняется место действия, создаются устойчивые планы декоративного оформления или отдельных его фрагментов, создается необходимая атмосфера.

Свет и цвет – активные средства пластической художественной характеристики персонажей, атмосферы действия, развития событий. Сценический свет преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть – в хрусталь, стекляшки – в алмаз, фольгу – в золото и серебро. Искусно установленный на сцене свет создает впечатление жары или холода «солнечного утра» или «зимнего вечера», «осенней мглы» или «ясного бездонного неба». Свет предназначен также для создания световых эффектов (световая проекция, световой занавес и др.). Но самое важное назначение его на сцене – создание атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или наоборот, эмоционально окрашенным – праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным.

Хочется выделить еще одно выразительно средство – символ, поскольку каждое театрализованное представление, каждый массовый праздник символичен. Для драматургии театрализованных представлений концепция знакового характера искусства также необычно полезна. Поэтическое, документальное и философское звучание массовых представлений требует от режиссера знания закономерностей использования иносказательных выразительных средств и их отличия друг от друга. При этом ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

Символ в переводе с греческого означает «знак», причем знак, понятный только определенной группе лиц. Разнообразнейшие значения знаков-символов не заучиваются нами, а закрепляются во множестве ассоциаций в процессе жизненной и художественной практики.

Некоторые художники пытались теоретически обосновать не смысловую, а чисто ассоциативную связь знака со зрительским восприятием. Так, Гете говорил, что видит в красном цвете благородство и серьезность, в желтом – веселое и нежное возбуждение, в голубом – печаль. Сезанн – Что известными геометрическими фигурами можно легко добиться ощущения тяжести и глубины. Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность и превратить в штамп. Создание новых символов – это открытие новых связей между понятием и предметом.

Можно выделить несколько путей использования символа в театрализованном представлении:

* в решении его образного сценарно-режиссерского хода;

* в показе отдельных явлений в действительности, свойств человеческого характера, отдельных образов (персонажей);

* в заключении со зрителем «правил игры», т. е. меры условности происходящего на сцене;

* в решении отдельного номера или эпизода представления;

* в художественном оформлении всего представления, костюмах, реквизите, деталях оформления, эмблемах. (козлова)

Также нужно всегда помнить, что все средства иносказания в режиссуре, организующей деятельность такого социального института, как клуб, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств для режиссера массового представления.

Итак, палитра режиссера массового праздничного представления чрезвычайно многообразна и дает по существу неограниченные творческие возможности. Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусства, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.

 

 

 

 

Назад

▲ Наверх