Мизансцена (фр. mise en scene - размещение на сцене) – расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия.
Мизансцены нужны, чтобы через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их психологические отношения и действия.
Мизансцена – язык режиссера, это самое средство образного выражения режиссерской мысли, объединяющее гармоническое целое все выразительные художественные действия (муз., изобразительне, световое, цветовое, шумовое и. т. д.).
Это пластический звуковой образ, в центре которого живой, действующий человек.
Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами.
Через мизансцены проявляется стиль и жанр постановки. Последовательный ряд мизансцен называют режиссерским рисунком. Она должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо-ритм и т. п.
Мизансцены могут быть метафорическими, гиперболическими, и ироническими. Театральная терминология делит их также на главные и не главные, узловые, проходные, служебные и даже неизбежные и неминуемые.
Узловые, цетральные – в своей пластической выразительности возвышаются до художественного выявления смысла режиссерского замысла, образного выражения его идеи.
Финальная – выражающая образный смысл представления, его идею, создающая единение исполнителей и зрителей, запечатлевая Духовный образ праздничного театрализованного действа.
Опорная – это основное расположение действующих лиц, художественных коллективов, которое определяет построение мизансцен данного номера или эпизода.
Переходная – осуществляющая переход от одной опорной мизансцены к другой. Переходная мизансцена является важнейшим элементом монтажа массового представления, соединяя его художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.
Мизансцены и их визуальное восприятие:
1. Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения.
2. Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.
3. Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.
4. Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.
5. Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства.
6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.
7. Спиральная – от авансцены в глубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.
8. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.
9. Ассиметричная – (флюсовая) – перевес.
10. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.
11. Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».
12. Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.
13. Барельефно-монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации.
Материал подготовила режиссер массовых представлений Фазлыева Юлия Николаевна