Грим. Разновидности грима и художественно-образные особенности его использования в театрализованных представлениях.

21.05.2020

Одним из компонентов спектакля, средств создания сценического образа является грим.

Грим (фр. grime, буквально – забавный старикан, от староитал. grimo – морщинистый) – искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Также гримом называют косметические средства, применяемые, главным образом, актерами: жировые и цветные карандаши, специальные краски, составляющие общее понятие «грим театральный».

Он помогает актеру творить художественный образ, более глубоко и ярко показать его внутренние качества при помощи внешнего выражения. Грим помогает раскрыть идейно-художественный замысел спектакля и является как бы внешней оболочкой художественного образа, непосредственно связан со стилистикой, жанром и характером данного спектакля. В зависимости от видения режиссера, художника, их методов работы над спектаклем, а также от игры актера грим может изменяться.

Искусство грима можно разделить на два этапа: поиск и нахождение грима и техническое его выполнение. Поиск и нахождение грима представляют собой сложный творческий процесс.

Где и когда зародилось искусство грим, сказать невозможно. С древних времен люди прибегали к различным магическим раскрашивания. Грим видоизменялся в различные исторические периоды: то принимал вид декоративной косметики (например, в странах Востока), то форму масок (например, в театрах Древней Греции и Рима).

В русском театре искусство грима начало со скоморохов, шутов. На веселых ярмарках, балаганных представлениях забавники, потешники раскрашивали себе лица, смешили народ.

Гримировальный процесс – творческий, он довольно сложен, требует специальной подготовки.

Существуют два основных технических приема гримирования: живописный и скульптурно-объемный.

Живописный прием выполняют, используя гримировальные краски. Работа с красками во многом напоминает работу живописца. Соблюдают те же принципы, что и в живописи, так как в них много общего. Цвет, светотень, линия играют большую роль, связаны между собой и дополняют друг друга. Так как жанр произведения оказывает определенное влияние на выбор грима, то характер грима меняется. В цирке и на эстраде можно использовать линейные гримы, которые иногда называют условными. Они отличаются тем, что в них отсутствует плоскостно-живописная выразительность, нет четкого выражения объемных форм, а лишь графичность изображения, цвет используется в чистом виде, без оттенков и переходов из одной тональности в другую.

Живописный прием лежит также в основе макияжа. Макияж (фр. maquillage- грим, перекраска, подделка) — нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж является разновидностью грима.

Скульптурно-объемный прием грима отличается от живописного тем, что в нем используют кроме красок налепки, наклейки, аппликации, подтяжки, постижерные изделия. В выполнении его много общего с работой над скульптурой по передаче объемной формы. Использую скульптурно-объемный прием грима, можно изменить лицо до полной неузнаваемости, что нельзя сделать в живописной приеме. В скульптурно-объемном приеме используют разнообразные материалы: вату, папье-маше, кожу, пробку, пластические детали, постижерные изделия. Особенно наглядно это может проявиться в спектаклях-сказках, феерических и цирковых представлениях.

Значительная роль в гриме принадлежит прическе, при помощи которой, так же как и красками, можно изменить овал лица, форму лба, щек.

Зачастую, театрализованные представления подразумевают под собой массовость и носят площадной характер, поэтому он носит буффонный, праздничный характер – сочные краски, яркие цвета. В этом случае, грим актеров должен быть подчеркнуто ярким, условным, более графичным, а не художественным. Здесь, наилучшим вариантом грима будет использование масок.

Если говорить о камерных мероприятиях, церемониях или концертах, то остановить свой выбор стоит на макияже.

Грим детских праздником не должен быть излишне ярким, пугающим или вызывающим.

 

Материал  подготовила режиссер массовых представлений Фазлыева Юлия Николаевна

Архив мероприятий

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год

 

▲ Наверх