Основным инструментом, который находится в распоряжении режиссера при написания сценария, является художественный монтаж. Монтаж (от фр. подборка, сборка) - соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров.
Монтаж сценария называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться “сочетания элементов в целое”, подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул. Стимул – это побудительная причина действия.
Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом.
Раскрывая принципы художественного монтажа сценария, следует помнить, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу.
Теоретики и практики режиссуры кино и театрализованных представлений находят следующие приёмы монтажа: последовательный, параллельный, метод контраста, тематический или лейтмотивный, интеллектуальный, ассоциативный, психологический.
Последовательным монтажом называют способ изложения содержания, при котором действия фильма, передачи или представления продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени. Этот вид монтажа самый простой и самый распространённый. Его используют при съёмке игровых фильмов, документальных передач или учебных программ; при постановке театрализованных представлений, например, посвящённых 9ому мая или юбилейных праздников. Эпизоды, при таком виде монтажа, монтируются во временной хронологической последовательности, подчёркивая целостность темы, достоверность фактов и событий.
Параллельным или одновременным монтажом называют приём поочерёдного показа двух или более событий, происходящих одновременно, но в разных местах, или в одном месте, но в разное время. В современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах сразу, или в разных частях сцены и зрительного зала и т.д. В структуре театрализованных массовых представлений этот приём является важнейшим.
Контрастность – приём монтажа, который основан на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения, придающий ощущение жизненности и правдивости.
В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды части номеров, как бы заставляя зрителей беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.
Лейтмотив – один из основных монтажных приёмов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованных представлений, тематических концертов, литературно-музыкальных композиций.
Лейтмотивом в театрализованном представлении может быть не только музыкальная тема, но и действие, видеокадры, повторяющийся звуковой ряд. В искусстве кинематографии – это может быть, например, многократный повтор одной темы, сюжета или кадра.
Интеллектуальный монтаж, чаще всего использующийся в кинематографе и являющийся отображением мыслей, воспоминаний, снов, устремлений, человека. В фильмах используется наплыв кадров, полупрозрачное изображение на подложке, выделение изображения черно-белым цветом или сепией, замедление кадров, имитация старой хроники и др. В режиссуре же театрализованных представлений, мечты, мысли можно показать с помощью особого света на сцене, музыкального сопровождения либо видеоряда.
Ассоциативный монтаж – наиболее творчески значимый в режиссуре театрализованных представлений вид монтажа. По выражению В.Яхонтова – «Монтаж взрыва». Это образная обработка художественного материала, когда события в эпизод, сталкиваясь между собой, рождают через вызванную у зрителей ассоциацию новый художественный образ.
Ассоциация – острое авторское оружие. Наиболее интересный сценический образ рождается с помощью ассоциаций не поверхностных, а глубоко индивидуальных и неповторимых. Богатство ассоциативных связей рождает интересные, неожиданные метафоры. Гиперболы, аллегории, символы. Использование этих средств иносказания помогает режиссёру поэтически осмыслить реальный жизненный материал и создать на его основе образный строй сценического действия.
Следует так же выделить ещё один вид монтажа – Психологический монтаж. Такой вид монтажа очень часто используется в рекламных роликах, для воздействие на подсознание покупателя. Например - эффект 25-ого кадра. А так же различные виды вирусной рекламы, рекламных акций, политические акции. Последние, часто используют театрализованное представление, как инструмент агитации населения, подкупа и навязывания своей программы, либо выборного лица путём непрерывного повтора представления, речи, лозунгов. Таким образом происходит навязывание и возбуждение положительных ассоциаций у населения.
Материал подготовила режиссер массовых представлений Фазлыева Юлия Николаевна