ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – это художественные действия различных видов искусств, которые используются режиссером в постановке массового театрализованного представления и организации праздничного игрового общения. Выразительные средства условно можно поделить на традиционные (живое слово, музыка, свет, хореография, пантомима, театр, киноискусство, динамическая и статическая проекция, скульптура, спорт, цирк, эстрада), нетрадиционные выразительные средства (транспорт, животные, вода, огонь, дым, естественное освещение местности) и иносказательные (аллегория, метафора, олицетворение, символ) .
СИНТЕЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ – органическое взаимодействие и взаимовлияние различных видов жизненного и художественного действий, преобразующих их в особый вид жизненного и художественного творчества – массовое театрализованное действо
Одним из специфических средств художественной выразительности может стать – транспорт. Трудно представить себе любое шествие без применения техники (автомобили легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы, велосипеды, сельхозтехника, воздушный и водный транспорт, военная техника и тд.) Цирковые акробатические номера, смонтированные под вертолетом или на стреле подъемного крана. Транспорт одновременно может быть и сценический площадкой и удобной самодвижущейся декорацией.
Включение в массовое представление животных добавляет зрелищности и обладает большой силой эмоционального воздействия.
Силы природы: огонь, вода, ветер, солнце, луна – так же могут быть использованы как специфические средства театрализации. «Огонь – одно из самых сильных средств художественной выразительности в массовом представлении под открытым небом. «Вода становится главным выразительным средством и на ежегодном «Празднике фонтанов» в Петергофе. искусство светового оформления праздничного города, как искусство освещения, декоративного подсвета, иллюминации, пиротехнического зрелища активно совершенствует свои изобразительно-выразительные средства.
Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык и атмосферу театрализации, выступают символ, метафора, аллегория, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.
Аллегория выступает одним из основных, выразительных средств иносказаний.
Аллегория – это, прежде всего особый характер переживаний, вызванных художественным образом. Художественная образность предполагает понятия, через, которые вводится в подтекст, второй план, придающий изображению переносный смысл, превращающий его в форму иносказания. Аллегория используется в спектакле, не только как образ, но и в реквизите, костюмах, художественном оформлении. Яркий пример тому постановка Любимова «А зори здесь тихие…» где закамуфлированный кузов фронтового грузовика проходит путь от бани до гроба, из досок кузова вырастают деревья, появляются болота и поднимаются валуны. Символ в переводе с греческого «условный знак» и если аллегорию мы вольны интерпретировать по замыслу режиссера, создавая необходимый ему образ, символ сложнее изменить.
В распоряжении режиссера массовых театрализованных представлений богатейший арсенал выразительных средств. Нельзя назвать такой род или вид искусства, который был бы противопоказан театрализованным представлениям. Сама их природа, синтетический характер форм обуславливают необходимость бесконечных поисков все новых и новых выразительных средств.
Выразительные средства – художественные действия различных видов искусств, которые используются режиссером в постановке массового театрализованного представления и организации праздничного игрового общения. Их условно можно разделить на традиционные (живое слово, музыка, изобразительное искусство, свет, хореография, пантомима, театр, киноискусство, динамическая и статическая проекция, скульптура, цирк, спорт, эстрада), нетрадиционные (транспорт, животные, вода, огонь, дым, естественное освещение местности) и иносказательные (аллегория, метафора, олицетворение, символ).Режиссер должен хорошо знать арсенал всех выразительных средств, а также учитывать творческие и технические возможности задействованных коллективов, учреждения, чтобы максимально использовать их при создании массового театрализованного представления.
Материал подготовила режиссер массовых представлений Фазлыева Юлия Николаевна