18 мая – день Иконы Божьей матери, именуемой «Неупиваемая Чаша». Ирина (Арина) – рассадница

18.05.2020

Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» находится вСерпуховом Высоцком монастыре. Она особенно почиталась теми, кто хотел избавиться от пагубной страсти к пьянству или помочь в этом близким и родным.

Акафист чудотворной иконе  включает такие слова: «Все упование людие, страждущие болезниюпианства, на Тя, Владычице, возлагают, преклоняешисябонемощем и страстиемнашим.Ктобо нас, грешным, изведёт из рова погибели и нищеты духовныя и телесныя, аще не Ты, Владычице? Сего ради преклоняем колена перед Твоим пречудным образом и вопием Титако: Радуйся, по молитве грешных людей, призывающих Тя в помощь свою, небесную благодать, ниспосылающая.Радуйся, глубину милоердия Твоегогрешным показующая. Рауйся, отчаявшихся и безнадёжных ободряющая. Радуйся, искушённым болезниюпианства руку помощи простирающая… Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Святая Ирина – славянка, родом из Македонии, жила во второй половине I века. В ранней юности она уверовала во Христа и, желая посвятить свою жизнь Богу, отказалась от замужества. По преданию, её крестил апостол Тимофей, ученик апостола Павла. Ирина  пыталась и родителей своих сделать христианами, но отец её (правитель города Магеддона) вознегодовал и бросил непослушную дочь под ноги диким лошадям. Однако, лошади, не коснувшись Ирины, помчались на отца и задавили его до смерти. Когда по молитве святой он был возвращён к жизни, то уверовал во Христа, а с ним и вся семья, а также 3000 человек, свидетелей чуда.

После этого святая Ирина стала смело преподавать Слово Божие среди жителей Македонии, за что много раз подвергалась унижениям и страданиям. Мучения Ирины сопровождались чудесными знамениями, а она сама оставалась целой и невредимой, видевшие же это люди обращались коХристу. Согласно житию, святая Ирина приобщила к вере Христовой более 10 тыс.язычников.

Когда Господь указал ей день кончины, святая удалилась в горную пещеру около города Ефеса и попросила завалить вход в неё камнями. На четвёртый день люди открыли вход, но не нашли в пещере тело святой Ирины, и тогда все поняли, что она была взята Господом на Небо.

Ирина (Арина) – рассадница.

В народном календаре весной отмечается память двух мучениц Ирин, и обе они именуются «рассадницами», к обеим приурочена высадка капустной рассады и, естественно, одинаковые приговорки, одни и те же магические действа. Объясняется это как разными климатическими условиями на территории огромной России, так и тем, что год на год не приходится: в южных местах и при ранней весне рассаду капусты можно высаживать 29/16 апреля, в средней же полосе и при поздней весне – на три недели позже. Разумеется, сыграло свою роль и то обстоятельство, что по традиции с одноимёнными святыми крестьянское сознание связывало одни заботы, качества, действа.

Без капусты щи не густы.

Щи капустою пригожи, а солью вкусны.

Где щи, тут и нас ищи.

Щи да каша- кормилицы наши.

Премудрость во щах, вся сила в капусте.

Щей поел – словно шубу надел.

Для чего огород городить, коли капусты не садить?

 

«Капусткой» назывался один из самых широко распространённых хороводов. В Архангельской губернии он был известен в таком виде:

Парень заводил песню и создавал цепь из играющих, по очереди беря за руку то одного, то другого и т.д.

 

Пошли наши гусли, пошли звончатые.

Тут гусельцынаши за рученьку брали,

Да за белу имали, за ручку , за праву,

За златен за перстень:

Он ведь ходит по двору,  секёт траву лебеду,

Он рвёт и секёт, в белый фартучек кладёт,

Приговор говорит, приговаривает:

Кого я люблю, того и возьму.

 

Песню пели хором все играющие. Когда собирались в цепь, начинали завивать её в клубок.

Уж мы вьём, вьём капустку,

Завиваем золотой кочешок,

Завиваем приговариваем:

Кого я люблю, того я возьму,

Кого не люблю, того не возьму.

 

Затем, играющие начинали «расплетаться» под песню:

Что у малых, малых деточек

Молодая была мачеха лиха.

Выводила малых деточек

Вог с городища, вон с зеленого.

 

Песня поётся, пока все не расплетутся.

В разных местах  были свои варианты песен «капустных хороводов».

Мой фольклорный коллектив «Иволга» и «Околенка» используют в своем репертуаре вариант Новосибирской области:

Вью, вью, вью я капусточку, да -2р – цепь игроков завивается вокруг «кочешка»

Завивайся вилой кочешок – 2р

Вью, вью, вью я капусточку, да -2р – «Кочешок» выводит из центра всех игроков, стараясь распутаться не размыкая рук

Развивайся вилой кочешок – 2р


Публикацию подготовила Пичкалёва О.Н.

Архив мероприятий

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год

 

▲ Наверх