Советы для учителей и родителей

Хотите узнать, как дела в школе? Поможет хитрый вопрос.

18.12.2017

Хочется узнать, как дела в школе?

ПРИДУМАЙ ХИТРЫЙ ВОПРОС!

Елена ПЕТРОВА

Есть ситуации, которые повторяются в семье вовсе не потому, что они очень приятны. Просто складывается какая-то традиция. Она, честно говоря, раздражает всех, но никто не знает, как ее изменить. Одна из таких «дурных традиций» — стандартный вопрос, которые мы задаем подросткам, вернувшись с работы: «Как дела в школе?» Стандартный ответ «нормально» не помогает нам узнать, как ребенок прожил этот день, что узнал, чему научился, порадовался… Не помогает ученику высказать, наконец, наболевшее. У всех участников диалога остается в душе неприятный осадок.

Попробуем в новом году сломать изжившие себя традиции — взамен завести новые. Вот десять простых и эффективных способов затеять с подростком разговор о прожитом дне. Зачем столько много? Чтобы не надоедать. Конечно, задавать «нестандартные вопросы» стоит только в том случае, если у вас действительно есть время и желание выслушать школьника — не про- сто дежурно выполнить родительский долг.

             «Что хорошего было сегодня в школе?» Возможные вариации: «Что тебя сегодня развеселило в школе?» Если этот вопрос не вызвал у собеседника желания рассказать вам кучу увлекательных историй (или по лицу видно, что день не задался), вовремя смените плюс на ми- нус: «Что плохого было сегодня в школе?»

           «Какая от тебя польза была в школе сегодня?» Подростку часто хочется представить себя в героическом свете. Он кому-то помог, подсказал, поддержал друга или даже учителя: единственный нашел верный ответ, принес циркуль… В конце концов, благодаря ему, усилия педагогов не пропали даром: он понял, запомнил, а не просто отсидел неподвижной статуей все уроки. Из воспитательных соображений иногда полезно спрашивать: «Кто-нибудь сегодня помог тебе хоть чем-то?» Вот вам разговор и о друзьях, и о преподавателях.

            « Что ты сегодня узнал в школе?» Тут иногда приходится уточнить: хоть одну интересную вещь узнал? Ну, хорошо, не интересную — просто новую. Что-то такое, о чем раньше не слышал и не подозревал. Чему-то новому научился? Если стандартный ответ — молчание, пора беспокоиться: или в школе все слишком скучно, или ваш ребенок вообще ни во что не вникает. Да ходит ли он на уроки? Хороший вариант вопроса: возникал ли у тебя в голове сегодня хоть один вопрос в связи с уроками? Пусть ты никому не задал его и сам не ответил. Сам факт — отраден. Заодно — это шанс вместе поискать ответ, поспорить. Об умном поговорить.

«А какое любимое словечко (любимое выражение) у вашей Марьиванны?» Если сегодня вы спросили про классную руководительницу Марьиванну, завтра логично поинтере- соваться привычками учителя математики — Ивана Ивановича. Не знаете, как зовут педагогов? Скажите просто: физик, географ… Заодно имена педагогов выучите, поближе с ними познакомитесь. И воспоминаниями собственного детства поделитесь.

          «Где в твоей школе…?» Где в твоей школе самое уютное для тебя место? Самое скучное? Самое страшное? Где самое важное место для тебя в школе? Где в школе ты сегодня чувствовал себя счастливым? Такого рода вопросы дают возможность ребенку поговорить (а вам узнать) не только о переживаниях, но и о своем восприятии школы: где он чувствует себя комфортно и безопасно, где ему тревожно, тоскливо. Эмоциональная карта школы нужна и вам, и самому ученику, чтобы проходить маршруты дня без лишних потрясений.

       «Чему в школе стоило бы уделять больше (меньше) времени?» Этот вопрос и про удачи-неудачи одного дня. И про учителей (с кем готов видеться чаще, а с кем — нет). И главное — про увлечения, интересы подростка, причем не вообще, а в культурном, образовательном пространстве. Вариант вопроса: если бы тебе разрешили посещать только три предмета в неделю, что бы ты выбрал? Тут мы окончательно уходим от сиюминутного к глобальному.

      «Что вкусного было сегодня в столовой?» Хорошая замена вечного материнского: «Что ты сегодня ел?» Возможно, вы не узнаете, съел ли ваш неразумный ребенок суп сегодня. Зато через какое-то время поймете, насколько качественно работает школьная столовая, нужно ли давать с собой вечно голодному под- ростку яблоки-бутерброды, какие- то карманные деньги…

       «Если бы учителем был ты?» Подросток обычно критичен ко взрослым, к учителям особенно. Послушать его, большая часть педколлектива — люди, мягко говоря, неумные и недоброжелательные. Выслушав очередную историю про «ужасную училку», поинтересуйтесь, как повел бы себя в этой ситуации ваш ребенок, если бы волшебным образом завтра превратился в педагога. Прежде всего, сам ученик увидит проблему в другом свете, поймет, возможно, что заставило преподавателя сказать или сделать что-то «кошмарное». Да и вы сумеете отделить мелкие субъективные недоразумения от серьезных противоречий, которые, возможно, потребуют вашего вмешательства.

      «С кем бы ты поменялся местами в классе? Почему?» Это не философски, а буквально: он сядет на твое место, а ты — на его. В чем смысл? Вам наверняка любопытно, с кем ваш ребенок дружит в классе, к кому испытывает романтические чувства? Только прямой вопрос, скорее всего, останется без ответа. А так, исподтишка — есть шанс узнать, с кем подростку хочется (или не хочется) вместе работать — просто находиться рядом. Другой вариант вопроса: «Если бы инопланетяне вдруг приземлились в классе и пригласили в гости на пару лет кого-то из одноклассников, кого бы ты отпустил без сожалений (не отпустил ни за что)?» И еще одна формулировка: «Если бы ты стал в школе телепатом на полчасика, в чье сознание ты захотел бы проникнуть?» Можно говорить не только про одноклассников, но и про педагогов.

       «Назови мне три разных ситуации, когда тебе сегодня пригодилась ручка?» Отличный способ узнать, что проходили, а еще посмеяться над тем, насколько ручка помогает снять напряжение (ее так приятно грызть на контрольной), выразить эмоции (даже не кинул в соседа, только замахнулся — тот сразу при- молк). Может, есть еще оригинальные применения скромного учебного аксессуара?

                                                                                           Журнал «Школа для родителей» №1-2016г.

Назад