Мизансцена – язык режиссера. Виды мизансцен.

21.05.2020

Мизансцена (фр. mise en scene - размещение на сцене) –  расположение актеров на игровом пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент сценического действия.

Мизансцены нужны, чтобы через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их психологические отношения и действия.

Мизансцена – язык режиссера, это самое средство образного выражения режиссерской мысли, объединяющее гармоническое целое все выразительные художественные действия (муз., изобразительне, световое, цветовое, шумовое и. т. д.).

Это пластический звуковой образ, в центре которого живой, действующий человек.

Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами.

Через мизансцены проявляется стиль и жанр постановки. Последовательный ряд мизансцен называют режиссерским рисунком. Она должна быть действенна (выражать взаимоотношения и борьбу персонажей), композиционно организована в определенной сценической среде и пространстве, вбирать в себя все слагаемые внутренней жизни героев, их физическое самочувствие, темпо-ритм и т. п.

 

Мизансцены могут быть метафорическими, гиперболическими, и ироническими. Театральная терминология делит их также  на главные и не главные, узловые, проходные, служебные и даже неизбежные и неминуемые.

Узловые, цетральные – в своей пластической выразительности возвышаются до художественного выявления смысла режиссерского замысла, образного выражения его идеи.

Финальная – выражающая образный смысл представления, его идею, создающая единение исполнителей и зрителей, запечатлевая Духовный образ праздничного театрализованного действа.

Опорная – это основное расположение действующих лиц, художественных коллективов, которое определяет построение мизансцен данного номера или эпизода.

Переходная – осуществляющая переход от одной опорной мизансцены к другой. Переходная мизансцена является важнейшим элементом монтажа массового представления, соединяя его художественные элементы и структурные части в единое органическое целое.

 

Мизансцены и их визуальное восприятие:

1. Круговая – по часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения.

2. Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.

3. Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.

4. Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.

5. Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства.

6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.

7. Спиральная – от авансцены в глубь сцены, вертикальная – бесконечность. Горизонтальная – эмоциональная насыщенность.

8. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.

9. Ассиметричная – (флюсовая) – перевес.

10. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.

11. Мизансцена винт – (штопор) – «вдавливание в зал».

12. Пунктир – движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.

13. Барельефно-монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены – в анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп кадр – момент фиксации.

 

Материал  подготовила режиссер массовых представлений Фазлыева Юлия Николаевна

Архив мероприятий

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год